Песочная терапия для детей в Москве
Плассотерапия, песочная терапия, Sand play, кинетический песок, sand-art, рисование песком - все это различные методы работы с песком в психотерапии и не только.
Песочная терапия построена на теории К. Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает символический отклик в глубине бессознательного.
Юнг утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности для самоисцеления, заложенные в человеческой психике.
Песок – один из первых природных материалов, который ребёнок начинает использовать для самостоятельной деятельности: в песочнице во дворе, на пляже или в специальной ёмкости. При этом стремление к взаимодействию с песком имеет под собой глубинную психическую мотивацию: манипуляции с песком дают ощущения свободы, безопасности, а также большие возможности для выражения как позитивных, так и негативных чувств.
Работа с песком создает уникальную возможность для исследования и обогащения внутреннего мира ребенка.
Во многих случаях песочная терапия выступает в качестве ведущего метода коррекционной работы (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Сложно переоценить степень положительного влияния песочной терапии на психику ребенка:
• Игры с песком существенно улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений.
• Песочная терапия – это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, научиться выстраивать отношения.
• Песочница для ребенка является маленькой моделью мира, в котором он живет. Во время игры с песком ребенок получает возможность отреагировать чувства, для которых не нашлось места в реальности.
• Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.
• Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.
• В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.
• В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!
Цель такой терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность БЫТЬ САМИМ СОБОЙ.
С какими видами песочной терапии можно
познакомиться в нашем центре?
Классическая юнгинская песочная терапия.
Для работы используется:
• ящик для песка (песочница), размер: 50х70х10 см. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия;
• обычный песок, просеянный и чистый. Песок может быть сухим и мокрым, для этого в песочницу наливается вода в необходимом количестве;
• или же используется особый кинетический песок (kinetic sand), обладающий уникальными свойствами: он сочетает текучие свойства обычного песка и способность принимать заданную форму. Песчинки в таком материале удерживаются вместе благодаря полимерным связям. На 98 % кинетик состоит из обыкновенного кварцевого песка, остальные 2 % представлены синтетической силиконовой добавкой E900.
• все действия в песочнице разворачивается посредством миниатюрных фигурок и игрушек.
Кроме того, в нашем центре для работы в мини группах до 5 человек используется песочница нестандартного размера: 50х120х10 см.
Sand-art или рисование сухим песком.
• Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.
• Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка. Это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.
• Рисование песком имеет ряд важных аспектов преимущество которых не дает классическая техника рисования. Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга.
Итак, резюмируем: чем полезны игры с песком?
• Развивают восприятие, память, внимание, речь, творческое мышление, воображение и фантазию;
• Стимулируют познавательные интересы у детей;
• Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
• Развивают мелкую моторику, глазомер;
• Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
• Корректируют поведение (агрессия, обидчивость, демонстративность, эгоцентризм, импульсивность и.т.д);
• Прорабатываются детские страхи, как рациональные, так и иррациональные;
• Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
• Развивают навыки общения и речи, пространственную ориентацию;
• Способствуют повышению навыкам сотрудничества и коммуникации;
• Корректируют детско-родительские отношения.