fbpx
Четверг, 06 июня 2019 15:52

Социальные навыки или академические знания?

Оцените материал
(1 голос)

Родители маленьких детей, как правило, очень беспокоятся о том, получают ли их дети достаточные знания в образовательных учреждениях, начиная с детского сада.

Родители маленьких детей, как правило, очень беспокоятся о том, получают ли их дети достаточные знания в образовательных учреждениях, начиная с детского сада.

"Может ли Дима читать по слогам в 5 лет?"

"Леночка знает, как досчитать до 500?"

" А Саша уже изучает квантовую физику?"

В то время как раннее развитие создает хорошую основу для академических навыков личности, многие родители были бы очень удивлены, узнав, что развитие социальных навыков, на самом деле, гораздо более полезно для ребенка.

Исследование, опубликованное в 2015 году*, показало, что даже при активном раннем развитии ребенка, все равно, развитые социальные навыки, полученные малышом в детском саду, показали значительно большую корреляцию с благополучием в 25 летнем возрасте. Это значит, что более успешными и счастливыми к 25 годам оказались именно те, у кого подкреплялось развитие не академических знаний, а социальных навыков.

Таким образом, в то время как многие родители и образовательные учреждения, возможно, чувствуя давление со стороны социума, сокращают ребенку время для игры и социального взаимодействия и стремятся выделить больше времени для обучения «сложным навыкам», на самом деле «ведут ребенка» не по пути социальной адаптации и не по пути гармоничного развития личности вовсе.

Вот несколько важных социальных навыков, которые вы можете развивать у своего ребенка.

  1. Навык спонтанной игры

Игра является мощным катализатором развития в первые годы. Играя с другими, дети учатся договариваться, решать проблемы, по очереди, делиться и экспериментировать. Вы можете помочь своему ребенку развить эти навыки, выделяя время для игр с другими детьми.

Хотя уроки танцев, тренировки по футболу и хореографические классы, бесспорно, имеют свою ценность, все же это не совсем то! Детям нужно проводить больше времени в, так называемых, неструктурированных спонтанных играх с другими детьми, находясь под присмотром взрослых, но в отсутствие всякого инструктажа и чрезмерного контроля со стороны взрослого.

  1. Навык решения проблем

Как заманчиво и легко бывает вторгаться в детское пространство, когда мы слышим недовольный крик малыша. Как легко нам, взрослым, разрешать конфликты за детей! Мы легко становимся и судьями, и адвокатами, и обвинителями - конфискуем объект спора, устанавливаем тайминг игры, отправляем детей играть по разным углам и т.д. Мы хороши в решении проблем, потому что мы так много практиковались в своей жизни! И хотя некоторые действия родителей вполне оправданы, особенно в ситуации реальной угрозы и выживания, все же в большинстве случаев такие вторжения чрезмерны и продиктованы лишь повышенной родительской тревогой. Ребенку сверхнеобходима самостоятельная практика разрешения споров, конфликтов и проблем.

Поэтому в следующий раз, когда у вашего ребенка возникнут проблемы, предложите ему принять участие в процессе решения. Попросите, чтобы ваш ребенок описал происходящее, продумайте варианты решения и попробуйте один их них. Вы по-прежнему активный игрок, поддерживающий своего ребенка на протяжении всего процесса, но вместо того, чтобы делать все вместо него, позвольте своему ребенку решить проблему самостоятельно, спросив: «Как ты думаешь, что ты можете с этим сделать?»

Очень важно дать ребенку возможность почувствовать, каково это решать проблемы. Иногда это означает терпеть неудачу, опираясь на поддержку взрослого. Но именно такие ситуации сделают малыша более уверенным в себе, т.к. в конечном итоге, неудача не будет восприниматься как окончательное фиаско. Он уяснит, что может продолжать пробовать снова и снова, пока не достигнет положительного результата.

Когда мы спрашиваем ребенка: «Как должно сработать выбранное тобой решение?» - мы даем ему возможность оценить свой опыт и внести улучшения в случае необходимости. Мы учим его тому, что ошибки помогают нам учиться и двигаться вперед.

  1. Умение замечать и распознавать чувства

Дети, которые умеют воспринимать окружающие их эмоции, также могут лучше ладить с окружающими. Вы можете развивать этот навык, обращая внимание на эмоциональные сигналы и называя эмоции.

Вы можете делать это, например, дома: «Я смотрю на лицо твоего брата прямо сейчас, и я не думаю, что он веселится»; «Ты выглядел таким счастливым, когда выиграл»; «Твоя улыбка была как лазерный свет!»

Также вы можете говорить с ним об эмоциях в историях: «Как ты думаешь, что он чувствовал, когда это случилось?» С ребенком можно читать рассказы и сказки, которые полны конфликтов и эмоций. Иногда легче говорить о наблюдаемых переживаниях и чувствах, с которыми не связан сам напрямую. С этой удобной и безопасной позиции дети могут быть более внимательны и более восприимчивы к эмоциям на страницах книг, что в дальнейшем даст возможность лучше понимать и проживать свои и чужие чувства в реальной жизни.

Исследования также наглядно показали, что чрезмерное «общение» с гаджетами может негативно повлиять на способность ребенка распознавать эмоции других людей. Поэтому убедитесь, что ваши дети проводят достаточно времени, играя и общаясь лицом к лицу с другими, а не с пикселями, огнями и изображениями на экране.

  1. Как быть полезным

Быть полезным для других означает взгляд за пределы себя и видение потребностей других. Заметив участие ребенка в процессе другого и похвалив его за оказанную помощь, вы, вновь, поощрите развитие в нем полезного социального навыка.

Предоставьте своему ребенку простые возможности осуществлять помощь в своей семье: уборка продуктов, помощь в заботе о младшем брате или сестре и т.д. Обязательно щедро похвалите и поблагодарите своего ребенка после, чтобы ценность заботы и помощи стала явной.

Поделюсь хитростью! Многие дети проходят этап «одержимости» супергероями из фильмов и мультфильмов. Можно предложить малышу «примерить» роль одного из них, например, Человека-паука или Бэтмена, и попросить помочь выполнить простую задачу по дому. Тогда помощь будет восприниматься в качестве игры и взаимного процесса, но никак не как занудная обязанность.

Наше быстро меняющееся и быстро развивающееся общество может создавать ложное впечатление, что вашему ребенку нужно больше и быстрее учиться, чем когда-либо прежде, что если вы не начнете образовывать своего малыша уже с 2х лет, то потом будет поздно. Однако реальность такова, что социальные навыки, приобретаемые в раннем детстве в процессе простой игры и взаимодействия со сверстниками, послужат малышам гораздо большую пользу во взрослой жизни.

*исследование https://ajph.aphapublications.org/doi/full/10.2105/AJPH.2015.302630

 

Прочитано 698 раз

Комментарии (0)

Комментариев к этой публикации еще нет. Станьте первым, кто оставит о ней свое мнение

Оставьте свой комментарий

  1. Оставьте комментарий как гость.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location

Последние комментарии

Мария оставил(а) комментарий к статье Чувство одиночества и голод
"Еда" - как много в этом слове для сердца русского слило
Григорий оставил(а) комментарий к статье Полюби ПП и ЗОЖ – все на свете проклянешь!
Ответил положительно на один вопрос - об отказе от люби...
Инна оставил(а) комментарий к статье Случай из практики №1: От фитнеса к перееданию
Иногда происходит еще и так: после определенного перио...
Юрий оставил(а) комментарий к статье Уязвимость в отношениях. Открыться или защищаться?
Не думаю, что многие мужчины способны делиться даже с б...
© 2024 Центр практической психологии и психотерапии "Солнце". Все права защищены. Копирование информации без ссылки на первоисточник запрещено.